Мусор.

Японские ученые открыли пожирающую пластик бактерию

(обновлено 17:11 11.03.2016)
Ежегодно на свалки попадает примерно 300 миллионов тонн пластикового мусора, большая часть которого не разлагается на протяжении десятков и даже сотен лет.

ТАЛЛИНН, 11 мар — Sputnik. Японские молекулярные биологи открыли необычную бактерию, которая умеет "есть" лавсан и другие виды пластика, и извлекли из нее ферменты, отвечающие за разложение этих полимеров, пишет журнал Science.

Сегодня на свалки Земли каждый год попадает примерно 300 миллионов тонн пластикового мусора, большая часть которого не разлагается почвенными микробами и остается в почти нетронутом виде на протяжении десятков и даже сотен лет. Многие частицы пластика попадают в воды мирового океана, где они проникают в желудки рыб и птиц и часто становятся причиной их гибели.

Кендзи Миямото из университета Кэйо в Йокогаме (Япония) и его коллеги нашли способ уничтожить весомую часть этой "мусорной кучи", изучая то, как различные сообщества бактерий реагируют на присутствие полиэтилентерефталата (PET), применяющегося при изготовлении пластиковых бутылок, одежды, пленок, кинопленки и прочих носителей информации. На долю PET приходится шестая часть пластикового мусора на Земле.

Биологи проанализировали геномы бактерий, живших в почве рядом с частицами пластика в мусоре, и попытались выделить среди них способных питаться PET, высадив культуры микробов на тонкие пленки из полимера.

Ученые обнаружили, что обычная почвенная бактерия Ideonella sakaiensis способна жить на 100%-й диете из полиэтилентерефталата и разлагать его молекулы на воду и углекислый газ.

Обнаружив подобную "пластикоядную" бактерию, ученые решили узнать, как она разлагает цепочки PET на одиночные звенья и поедает их. Биологи проанализировали структуру ДНК микроба и выяснили, что за уничтожение пластика отвечают всего два фермента.

Первый из них, так называемая ПЭФаза, разлагает длинные звенья полимера на одиночные "кирпичики" из одной молекулы этиленгликоля и терефталевой кислоты еще до того, как пластик попадает в бактерию. Второй фермент, МГЭТ-гидролаза, разлагает эти одиночные звенья на этиленгликоль и терефталевую кислоту, которые затем используются микробом в его жизнедеятельности.

Процесс разложения пластика протекает достаточно медленно — бактерии "доели" пленку, которую им предложили ученые, только через шесть недель после начала эксперимента. С другой стороны, учитывая то, что подобный пластиковый мусор "живет" на свалках примерно по 70-100 лет, добавление колоний Ideonella sakaiensis в мусорные кучи может заметно ускорить разложение пластика. Кроме того, ученые предполагают, что синтетические версии этих ферментов можно использовать для переработки и уничтожения пластика на свалках.

Рощи пальм и акаций: ученые выяснили, как жили древние люди